Баннеры

Краеведение

К содержанию

Исторические места Сосновоборского района

Село Верхняя Липовка - курган.

Село Вязовка – могильник XVII-XVII вв.

Село Средняя Липовка - речной городок, XI-XIII вв.

Лесные массивы Сосновоборского района столетия назад стали пристанищем иноков, искавших уединенности. Те времена тесно связаны с историей монастырей в Средней Липовке и Большом Вьясе.
 Одной из самых загадочных и малоизученных обителей Пензенского края называют Липовский Казанско-Иоанновский женский монастырь. Лесной кордон в 1 км от Средней Липовки и не больше десятка жителей - все, что сохранилось от него, а когда-то здесь кипела жизнь. В XI-XIII веках на этом месте был город - валы и рвы сохранились до сих пор, местные жители называли памятник археологии «Речным городком». В начале ХХ столетия в тихое, уединенное место пришли монахини. Поставили над святым родником часовню, несколько изб для жилья, завели хозяйство. Около 60 инокинь было в обители в эпоху расцвета. Об этом теперь помнят лишь старожилы.
 В 60-х годах ХХ века на месте разгромленного монастыря построили дом охотника для отдыха высокопоставленных чиновников, рядом поставили баню, чуть подальше выкопали пруд и развели в нем рыбу. Впрочем, навесы над двумя родничками есть и сейчас, и редкие богомольцы сюда на большие церковные праздники приходят. Однако даже в самом Сосновоборском районе о Липовском монастыре слышали далеко не все.
 Если проехать по Никольскому району, у станции Сура переехать одноименную реку и по лесной грунтовой дороге преодолеть еще 20 км, можно попасть в село Большой Вьяс Лунинского района. На южной окраине села - Вьясская Владимирско-Богородицкая мужская пустынь. Основали ее два старца Иоанн и Тихон на рубеже XVII-XVIII веков, а местный помещик граф Гавриил Головкин добился у Петра I разрешения на официальное открытие монастыря и пожертвовал на него все необходимое. Правда, за ХХ век от былого великолепия осталось немногое. «Сохранился летний Владимирский собор, сохранился один корпус 2-этажный. Эти 2 здания переданы церкви. Сохранились еще два корпуса, которые занимает средняя школа. Остальные здания - 2 храма, несколько корпусов, ограда - все утеряно», - рассказал настоятель Владимирского собора Вьясской пустыни игумен Христофор.
 Вся территория пустыни застроена частными домами. Прихожан немного - во Вьясе есть еще и приходской храм, и туда по традиции и ходят большинство местных жителей. «Сельчане и приезжие все свои требы и таинства, конечно, кроме исповеди и причастия, совершают в приходской церкви. Потому что здесь монастырь, а в монастыре мы не совершаем отпевания, крещение, венчания. Монастырь есть монастырь. Конечно бывают прихожане, иногда и паломники заглядывают, но пока на данный момент очень мало», - поделился игумен Христофор.
И все-таки насельники возрождающегося монастыря надежд на лучшее не теряют. Не иссяк святой родник, рядом с которым в свое время и поселились первые монахи, а в мае 2010 года местные верующие принесли и главную монастырскую святыню - Владимирскую икону Божией Матери. В настоящее время заканчивается ее реставрация, и скоро образ займет свое место в соборе пустыни.
Село Нижний Катмисс - городище XV в. (Ош-панда).

Сведения не сохранились.

Вблизи села Н-Липовка – Башмак – гора.

 По легенде название гора получила во время Пугачевского восстания. На ней останавливался один из отрядов Пугачева, а после ухода жители нашли на том месте башмачок девичий.

Село Русское Труево – городище XII-XIV вв.

Расположено на левом низменном берегу р. Суры к западу от устья р. Труёв, впадающей в Суру. Русский Труев в отличие от татарских сел Большое и Малое Труево Кузнецкого района. Основано на «Тураевом городище», было заселено казаками, защищавшими подступы к г. Сызрани. Первое упоминание о населенном пункте относится к 1673 году: в «Торуевское Городище» Симбирского уезда явился дворцовый крестьянин села Дедилова Денис Федорович Рогожников и прослужил здесь казаком 24 года. После перевода казаков в города Азов и Петровск земля досталась князьям Борису Алексеевичу Голицыну и Василию Федоровичу Нарышкину. В 1702 в Торуевской слободе жили деловые люди и крестьяне князя Б.А. Голицына, переселенные из Суздальского и Костромского уездов. В ревизских сказках солдат города Петровска в 1723 году населенный пункт именуется то селом, то казачьей слободой Труевское Городище. В 1795 году здесь несколько имений, самое крупное у Варвары Николаевны Наврозовой. Поэтому до середины XIX века село иногда именовалось Варварино. До 1928 входило в состав Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1877 – в Никольской волости, 83 двора, церковь. В 1998 году действовали отделение сельскохозяйственного предприятия «Искра» (центральная усадьба в с. Индерка) – выращивание зерновых культур, животноводство, клуб, начальная школа. Памятник археологии – буртасское городище 12 – 14 вв. на западной окраине села.

Село Индерка – Балук-дорога («лашманка»), начало XVIII в.

При Петре I на население нашего района и на татарских крестьян была возложена большая, серьёзная государственная повинность — поставка корабельного леса. Люди, выполнявшие эту повинность, назывались лашманами. Переселенцы Казанского ханства уже имели опыт заготовки такой древесины для кораблей. Старая лесная дорога, проходящая по лесному массиву между сёлами Индерка и Балук, и сейчас именуется «лашманка» и доходит до реки Суры, где начинался сплав леса по Суре.

Через села Пичилейка, Карауловка, М-Садовка, Щукино пролегала екатеринская дорога (Симбирский тракт), XVII в. 

На участке от Городища до границы Пензенской области  пролегал каторжный путь, он же Симбирский почтовый тракт, совпадал с древнейшим торговым путем "Из Булгара в Киев" - примерно так: Городище - Дмитриевка (от поворота на Дигилевку сохранился мощеный участок) - Пичилейка - Вачелай - Малая Садовка - Щукино - Озерки.
Небольшие перепады высот, доступные источники воды.
В начале 90-х годов местные антиквары у моста в районе Дигилевки находили старые пуговицы почтовых служащих и предметы дорожной поклажи.